Бизнес-диалог "Работники под запретом": как изменятся отношения заказчиков и подрядчиков после вступления в силу закона о запрете заемного труда?

09.12.2014

4 декабря 2014 года ГК RAIDEN выступила инициатором и спонсором конференции «Водители под запретом»

В фокусе обсуждения участников конференции - актуальные вопросы по теме заемного труда, транспортный аутсорсинг, вопросы охраны труда и ответственности руководителя компании, выступления консультантов и экспертов, обмен опытом профессионалов отрасли.

Открыла деловую программу модератор форума Олеся Багманян, президент некоммерческого партнерства «Объединение административно-хозяйственных профессионалов», которая рассказала о целях АХП Объединения и этапах ее достижения. 
Главная цель АХП - бесплатное профильное образования для административно-хозяйственных специалистов на базе государственных ВУЗов согласно профстандарту, разрабатываемому при участии Министерства труда и социальной защиты РФ и Российского Союза Промышленников и Предпринимателей. Помимо этого, АХП ставит перед собой управленческие и культурные задачи.

Элица Кундева, юрист компании «Что делать Аудит» четко и ясно сформулировала цели и основные положения нового закона (№ 116-ФЗ), согласно которому введен законодательный запрет на заемный труд и разъяснила ограничения, связанные с предоставлением труда работников (персонала). 
Особый интерес участников вызвала тема рисков, которые несут организации и должностные лица при нарушении закона. 
Очевидно, что многим компаниям безотлагательно придется провести внутренний аудит договоров, касающихся деятельности по предоставлению труда работников. 
Новый закон ввел понятие «временное предоставление труда персонала», но не уточнил, в чем собственно заключается разница между заемным трудом и предоставлением труда персонала. Существует распространенная точка зрения, которой и придерживались законодатели, о том, что временное предоставление труда персонала – это легальная схема тех же трехсторонних отношений с тем отличием, что принимающая сторона несет дополнительные обязанности в отношении привлекаемых работников, и предоставляющая сторона должна соответствовать ряду жестких требований. Кроме того, срок подобных отношений ограничен 9-ю месяцами. Очевидно, что это достаточно неудобно и сложно, если непрофильный персонал требуется на постоянной основе.

Возможна ли альтернатива? Конечно. Например, в сфере транспортных услуг существует шесть вариантов решения задачи «транспортное обслуживание сотрудников». Об этом рассказала Арина Бочко, руководитель отдела маркетинга и продаж ГК RAIDEN. 
«Что важнее – закон или удобство топ-менеджеров?» - 1-го января ответить на этот вопрос предстоит многим административным директорам и транспортным управляющим. Оптимальный вариант - самый надежный, гибкий и реализуемый согласно законодательству, без рисков для принимающей стороны хорошо известен клиентам RAIDEN, использующим услугу «аренда с экипажем». Отлаженный механизм работы, профессиональный менеджмент и мотивированные сотрудники снимают ответственность с административных директоров, освобождают от ежедневной рутинной работы, предоставляя возможность сосредоточится на других важных задачах. 
В своем выступлении Арина подчеркнула, что, получая качественную услугу и избегая рисков, компания-заказчик вместе с тем существенно снижает издержки.

«Сейчас непростые времена. Кризис усилил тенденции на рынке транспортных услуг, которые наблюдались и ранее: сокращение и унификация корпоративных парков, отказ от офисных водителей в пользу такси и курьерских служб, передача на аутсорсинг водителей топ-менеджеров. В такой ситуации заказчик заинтересован организовать свое транспортное хозяйство, полностью передав ответственность подрядчику. Сделать это законным образом, можно путем вывода водительского состава за штат, либо с помощью услуги по транспортному обслуживанию. Но избежать рисков полностью возможно лишь по договору услуги аренды. Выбор – за вами», - сказала Арина Бочко.

Алёна Кулаченкова, директор по административным вопросам, ООО ИКБ "СОВКОМБАНК" и Александр Пахмутов, ЗАО «МегаЛабс» поделились практическими кейсами по опыту использования заемного труда, рассказали о процедурных вещах, сложностях и секретах контроля качества оказываемых услуг.

Второй сет деловой программы конференции открыл Александр Фукс, коммерческий директор "Делис Архив". В своем выступлении Александр рассказал о вариантах «аутсорсинга в законе» на опыте архивных компаний. Помимо законодательных ограничений есть еще ряд факторов, которые следует учитывать при разработке модели аутстаффинга архивных услуг. Это специфика бизнес-процессов Заказчика, сложность взаиморасчетов, проблематичная оценка качества оказанных услуг. Выйти на эффективное решение поможет комплексный подход, включающий в себя консалтинг, корректировку концепции бизнес-процессов и разработку пилотного проекта для оптимизации внутренних процедур.

В продолжение законодательной темы выступил Евгений Гейнрих, независимый эксперт, юрист-международник. Он обозначил основные особенности договора аутстаффинга в ракурсе международного опыта. Ключевые положения договора аутстаффинга применимы и в России, и за рубежом. Они касаются общих условий (количество предоставляемого персонала, сроки, трудовые функции, стоимость и порядок оплаты, возможность принимающей стороны отказаться от услуг в одностороннем порядке), регулируют вопросы охраны труда, дисциплины, материальной ответственности и информированности сторон. 
В Европе, в частности, в Германии аутстаффинг специалистов охватывает практически все категории персонала и широко применяется наряду с альтернативными вариантами – временной работой, передачей персонала, лизингом персонала. Деятельность по предоставлению персонала подлежит обязательному лицензированию сроком на год. Бессрочная лицензия может быть предоставлена после 3 лет деятельности. Особенностью законодательства является введение минимального часового тарифа, почасовой счет и 35-часовая рабочая неделя. Кроме того, ответственность за уплату взносов на социальное, медицинское страхование и уплату подоходного налога лежит на принимающей стороне. Комиссия агентству за переход работника к принимающей стороне составляет 10 – 30 % годового брутто-заработка.

Введение нового закона имело своей целью, в первую очередь, защитить интересы работников. Актуальные вопросы охраны труда на транспорте в свете Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 и связанные с этим обязательства компании-собственника ТС поднял в своем докладе организатор конференции «Работники под запретом», президент ассоциации РФА Василий Иванов. Он рассказал, какие обязательства ложатся на нетранспортную организацию в случае наличия в штате должностей водителей, а какие обязательства имеет та же компания, но при отсутствии в штате водителей при условии наличия в собственности компании автомобилей, используемых сотрудниками компании для собственного передвижения. Важно, что, отсутствие должностей водителей в штате предприятия не исключает риск проведения проверок Госавтодорнадзором, так как на балансе организации имеются автотранспортные средства. Что касается ответственности за соблюдение норм законодательства РФ по охране труда в отношении водителей (в случае, если допущены какие-либо нарушения при допуске водителя, нанятого сторонней организацией, к управлению), то ее будет нести сторонняя профильная организация, предоставляющая услуги предоставлению персонала в случае заключения договора на оказание соответствующих услуг.

«Управление обеспечением Безопасности дорожного движения – важная составляющая управления бизнесом»- данная мысль стала лейтмотивом выступления Андрея Судакова, эксперта по БДД ассоциации РФА, руководителя направления БДД УЦ «Актив-Безопасность».

Андрей Леонидович сообщил, что в случае нахождения ТС на балансе, а водителей –в штате организации, Система Управления Безопасностью Дорожного Движения включает 203 шага для реализации, т.е. 203 функциональные обязанности руководителя организации и (или) руководителей отделов, ответственных в организации за: обеспечение безопасности дорожного движения; безопасную эксплуатацию ТС и управление движением; эксплуатацию ТС в технически исправном состоянии; медицинское обеспечение БДД; управление персоналом. В случае аренды транспортного средства количество шагов сокращается до 149, а при выводе водителей из штата –всего лишь до 46 позиций.

Принципиальный момент заключается в том, что аренда ТС с экипажем (операционный лизинг с наемным водителем) не снимает с руководителя организации ответственности за обеспечение БДД в части организации перевозок и управления движением, режима труда и отдыха наемных сотрудников, аудита БДД в целом у Лизингодателя. Ущерб Лизингодателя возмещается Лизингополучателем в полном объеме.

Докладчик рассказал, как исполнить ФЗ-116 и другие законодательные акты и при этом уменьшить затраты на эксплуатацию транспортных средств. Максимальное снижение затрат на эксплуатацию ТС можно достигнуть только в случае установления партнерских отношений по схеме: Лизингополучатель –Водитель – Лизингодатель.

Большой интерес вызвали конкретные примеры, которые он привел в подтверждение собственной точки зрения.


В завершение форума гости с большим энтузиазмом приняли участие в блиц-викторине, касающейся истории транспортного аутсорсинга. 

Победители получили именные сертификаты от ГК RAIDEN на аренду автомобиля с водителем.

Компания RAIDEN благодарит всех участников, докладчиков и партнеров бизнес-диалога «Работники под запретом». Мы надеемся, что помогли участникам форума понять суть законодательных изменений, разобраться в тонкостях альтернативных вариантов аутсорсинга, и теперь они смогут вовремя перестроить свою работу, чтобы избежать ненужных рисков и оптимизировать управление бизнесом.

До новых встреч!

Возврат к списку

Миссия и философия Ценности История успеха Нам- 25! Жизненно важные правила Служба поддержки клиентов Новости Вакансии