Уход от rent-a-carа: рокировка или гамбит*?

Виктория Кручинина об особенностях импортной франшизы и взвешенных решениях.

Компания RAIDEN, лидер на рынке транспортного обслуживания, отказывается от франшизы Dollar Thrifty℗ и закрывает розничное направление «прокат автомобиля без водителя». В чем причина, что делать постоянным клиентам, и каковы новые приоритеты RAIDEN? Слово Виктории Кручининой, генеральному директору.

- Виктория, ваша компания 13 лет является Генеральным лицензиатом Dollar Thrifty℗. В российских реалиях срок очень серьезный. Почему Вы решили закончить партнерство?

- Скажу честно: это очень непростое решение, но осознанное. И принято оно с холодной головой. Чтобы найти причины, вернемся к началу истории. 2005-й год стал для нас переломным. Мы вышли из ГК Рольф, имея пул лояльных клиентов и репутацию надежного поставщика, и стали перед выбором: развивать собственный бренд либо сделать ставку на международный опыт. В тот момент второй путь показался нам более перспективным. Концерн Dollar Thrifty Automotive Group как раз искал возможности выхода на рынок РФ.

- Вы не были разочарованы? Неужели американский опыт применим к русским дорогам?

- Конечно, применим, и, в первую очередь, дело в подходе к построению бизнес-процесса, а не в количестве ям. В начале сотрудничества мы получили от американских коллег достаточно много ценной информации о необходимости жестких стандартов, касающихся технических вопросов, менеджмента, системного подхода к клиентоориентированности, увидели людей, увлеченных любимым делом настолько, что их энергия вдохновляет и заражает! Наши сотрудники возвращались с корпоративных мероприятий в DTAG полными идей и горящими желанием работать. Кроме того, нам дали «зеленый свет» на брокерском канале.
Этот этап завершился в 2012-м году, когда произошло слияние Dollar Thrifty и Hertz. Некоторое время мы были предоставлены сами себе, после чего выяснилось, что Россия не входит в число стран «приоритетного развития» холдинга Hertz.

- Это подтверждается даже тем фактом, что в августе этого года Hertz ушел из России, а компания, которая оказывала в России услуги аренды автомобилей под этим брендом, признана банкротом.
Кстати, как же быть клиентам, которые привыкли к уровню сервиса и хотели бы сохранить свои привилегии?

- Мы подтвердим свою клиентоориентированность на деле. RAIDEN сделает все, чтобы лояльные клиенты и дальше имели возможность пользоваться услугами высокого качества. Мы сможем уверенно рекомендовать наших надежных партнеров, с которыми комфортно и безопасно работать.

- Очевидно, что сейчас на прокатном рынке происходят революционные изменения. С одной стороны, его теснят новомодные каршеринги, с другой стороны, цивилизованным он так и не стал.

- Я не согласна с тем, что прокатный рынок в нашей стране недостаточно цивилизованный. По большому счету, единственное, что нужно сделать клиенту, чтобы обезопасить себя от подавляющего большинства рисков – это обратиться в компанию с опытом. За рубежом конфликтные ситуации, в особенности после окончания аренды, возникают гораздо чаще, чем в России. Например, в нашей стране клиент никогда не столкнется с безакцептным списанием средств со счета по истечении 3 – 4 месяцев с момента окончания аренды, а за границей такое возможно…
Другой вопрос – распространённость сервиса. Но этой причине есть простое объяснение – рынок проката не так развит в нашей стране из-за скромного по европейским меркам уровня доходов на душу населения и отсутствии привычки к комфорту. Россияне до сих пор экономят на том, в чем среднестатистический европеец себе никогда не откажет.

- Ваше мнение эксперта, теперь уже независимого: есть ли у rent-a-carа будущее в России?

- По большому счету все будет зависеть только от того, с какой скоростью будут расти (и будут ли вообще расти) доходы населения. Необходимые рынку ментальные изменения уже происходят - наш клиент молодеет, изменилась психология людей, многие имеют положительный опыт аренды автомобилей за рубежом, оценили достоинства этого сервиса и готовы использовать его и на родине.

- Хватит ли на рынке места и традиционному прокату, и стремительно укореняющемуся на нем каршерингу?

- Эти услуги нет смысла сравнивать. У них разные целевые аудитории. Традиционный прокат имеет не меньше оснований для интенсивного роста, чем каршеринг. Связано это с тем, что чем дальше, тем больше наши люди задумываются о таком понятии, как стоимость владения чем бы то ни было. Кризис заставил каждого из нас начать в той или иной степени считать деньги. И сейчас уже многие понимают, что, как бы странно это ни прозвучало, но иметь в собственности автомобиль, который 11 месяцев в году стоит в гараже без движения – это дорого.
Традиционный прокат по сравнению с каршерингом может предложить гораздо более привлекательные тарифы при условии аренды от трех дней и более.

- На чем компания RAIDEN сконцентрирует свое внимание теперь?

- Сегмент rent-a-car - это важная и интересная страница жизни RAIDEN, но сейчас время ее перевернуть. Говорят, что стратегия требует размышления, а тактика – проницательного взгляда. Наш взгляд сейчас обращен в сторону корпоративных услуг: долгосрочной аренде автомобилей с водителем, управлению автопарками, транспортному обслуживанию различных проектов – официальных, спортивных, светских.
RAIDEN работает в этой нише уже 26-й год, и можно смело сказать, что нам по плечу самые сложные задачи. В 2018-м с нетерпением ждем Чемпионат Мира по футболу. Работа на международных мероприятиях требует максимальной концентрации всех ресурсов, слаженной работы команды. Мы любим такие вызовы и приложим все усилия, чтобы в зоне ответственности RAIDEN все было достойно.
Наше решение об уходе из розницы– это такой гамбит. Иногда приходится чем-то жертвовать ради быстрейшего развития.


*Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.